Мездра у шубы

Что означает то, что можно обнаружить под подкладкой

Ряды маленьких дырочек вдоль швов

В меховом производстве есть технологическая операция правка скроя. После того, как из шкурок сшиваются большие плоские детали (стан, рукава, воротник и т.п.), их увлажняют, растягивают по лекалам, закрепляют на больших досках (типа чертежных) специальными гвоздиками или П-образными скрепками (как для канцелярского степлера) и оставляют до высыхания. Причем, детали закрепляются не только по контуру, но и по линиям соединения шкур, чтобы выпрямить швы. После удаления скрепок остаются небольшие отверстия (от специальной меховой скрепки - 0,1-0,3 мм, от гвоздика и мебельной скрепки - до 1 мм).
Отверстия от контурных скрепок срезаются вместе с излишками меха, отверстия по швам - остаются. Обычно они слишком малы, чтобы обнаружить их со стороны меха, и не влияют на прочность изделия.

Если скрепка была забита глубоко, и на мездре видны не только дырочки от стержней, но отпечатывается еще и и перекладина скрепки, то это говорит о ручном приспособлении для установки скрепок. Такое оснащение характерно для старых греческих фабрик.

Большие отверстия и, особенно, вытянутой и рваной формы, говорят о том, что использовались гвозди и скрепки старого образца (с большим диаметром), а шкурки в процессе шитья сильно тянулись, и мокрая мездра прорезалась скрепкой.

"Созвездие" отверстий на огузочной части шкурки - это след от клейма, которым на выделке помечают партии шкур. Чтобы не повышать деффектность шкуры, клеймо ставят в основание хвоста, ту часть, которая при пошиве должна срезаться, т.к. на хвосте волосинки другой структуры - более высокие толстые и грубые. Если такие следы от клейма попадают в изделие (чаще всего, это край рукава и подол или центральный шов спинки в поперечном расположении шкур), это признак экономичного пошива, чьи проблемы могут "выплыть" на других, более критичных участках.

Крашеная мездра, полоски

Черную (цветную) мездру по всей площади имеет крашеная шкурка. Краска проходит насквозь, и видно, что мездра у корней волос тоже окрашена.
Мездра серая - мех тонировали. Кроме получения декоративных эффектов, тонирование применяют для выравнивания цвета подпуши шкур для лучшего подбора; для усиления естественного цвета и замедления пожелтения (норка сапфир, голубой ирис, серебристо-черная лиса, серебристый песец); для получения более ценного оттенка (черная норка, соболь).
Полоски вдоль швов - прокрашенные специальной краской с изнанки (на черных изделиях - сложно-синей, на серых - серо-голубой, на коричневых - коричневой и т.п.). Это делается для того, чтобы мездра, которая в месте шва делает микро-изгиб на 90 градусов, не "светила" с лица. Из этих же соображений прокрашивают все сгибы. 
Закрашена мездра областями, чаще всего, в верхней части изделия при вертикальном расположении шкурок. Если шкурки не очень густые, сильно тянутые, или в изделие входят малоценные части с проблемами опушения, на шейках , приходящихся в район плечевого пояса изделия, тоже может просвечивать мездра, и возникать эффект реденького, жиденького меха. Поэтому, от греха, весь плечевой пояс с изнанки прокрашивают. В поперечном расположении шкурок иногда прокрашивают бока шкурки.

 Темные точки на мездре

При выделке меховых шкур есть определенные технологические приемы. У крупных шкур (к ним относятся самцы норки) мездра довольно толстая, вещи из них получались бы грубые и кондовые. Чтобы уменьшить толщину мездру шкурку на выделке строгают на специальных машинах. Фокус этой операции в том, чтобы снять лишнюю толщину до самых корней волосяных луковиц, но не задеть их. Иначе получается очень большой дефект, который так и называется "прострожка", волос при этом сильно высыпается.

Разводная норка высокого сорта обладает ровным по высоте волосом. Ровная высота имеет ровную глубину залегания луковиц. Чем ниже волос, тем мельче залегает луковица. Поэтому мездру шкур той же североамериканской низкой норки можно делать довольно тонкой без особого риска. 

Когда сорт норки снижается, волос становится лохматым, разной длины, разного наклона, и волосяные луковицы располагаются на разной глубине. Строгать такие шкурки сложно, нужно ориентироваться по глубине залегания самых длинных волос. Когда к корням таких пучков волос подходят близко, при темных волосах они начинают просвечивать через тонкий слой мездры в виде темных пятнышек.

Нешлифованная мездра с махрушками

Проблема строжки очень остро стоит у мехов с особо длинной остью - лисице и еноте, когда мездра крупных зверей довольно толстая, а отдельные луковицы располагаются очень глубоко и часто повреждаются при сильной строжке. 

После строжки мездру шлифуют. При этой операции толщина мездры тоже уменьшается. Поэтому у норки на областях шкурки, где мездра и так тонкая, например, на брюшке или подмышками, шлифовку не делают, и мездра остается с махрушками. Т.к. с лица на этих местах мех имеет другую структуру, он более жидкий, длинный или, наоборот, низкий, эти области должны срезаться и много такой мездры в вещь не должно попадать.

Дикие меха со сложным опушением разной высоты строгают и шлифуют только при особой нужде, очень аккуратно и ограниченными областями. Не шлифуют природно тонкую мездру шиншиллы, соболя и др. аналогичных видов меха. 

Шершавая/сухая мездра, шелест или хруст

Мездра не должна быть как замша, она более пористая и рыхлая. При правке изделия шкурка растягивается, но т.к. в мездре залегают волосяные луковицы, растяжка идет на свободных местах - микрорасстояниях между луковицами. Между луковицами мездра утоньшается, а волосяные луковицы становятся микропупырышками, которые и ощущаются как покалывание даже сквозь подкладку. Особенно это чувствуется на недорогом пошиве из особо крупных шкур норки, у которых высокий и толстый волос имеет крупную луковицу, а мездра довольно эластична и позволяет делать большую растяжку.
Мездра должна быть эластичная и не пересушеная. Нехороший признак, когда пересушеная мездра издает характерный пергаментный шелест. Первопричины его могут быть различны: плохая выделка, нарушение технологического процесса, высокие температуры или переменная влажность при хранении изделия, плохая финишная обработка, старый мех и т.д.
Чаще всего шелест мездры обусловлен ее легким затвердением при высыхании после увлажнения. Увлажнение может произойти как от сырого воздуха, так и от нормального, когда пересушенная (например, от жесткой химчистки) мездра очень гигроскопична и легко набирает влагу. Пересушеные шкурки обычно имеют более низкие показатели на разрыв. 

Мездра закрыта (подкладкой или коленкором)

То, что подкладку пришивают «намертво» в низкокачественных изделия, чтобы скрыть дефекты мездры – это неправда. Все особенности и проблемы мездры (пересушенность, старый запах, количество вычинки, тонировку и пр.) можно определить со стороны меха, с этой точки зрения намертво пришитая подкладка ничего не скроет.
Существует два типа заделки подкладки: "глухой" и "отлетной".
Отлетные подкладки появились в России с началом завоза импортных изделий. По классической технологии пошива меховых изделий подкладка должна была пришиваться наглухо. Этим способом до сих пользуются многие российские и западные компании, особенно те, которые используют дублирование кожевой антидеформационными тканями ( коленкором).
Также существуют модели, у которых невозможно сделать отлетную подкладку (например, с высокими разрезами.
Следует обратить внимание как пришита подкладка: пристроченая на машинке говорит о низком классе пошива, более дорогой и правильный вариант - ручным стежком через декоративную краевую тесьму (косую бейку из основной ткани).

Антидеформационная ткань (коленкор или органза) технологическая "фишка" из тех времен, когда шуба была большой ценностью и носили ее очень долго. С переносом пошива в дешевые страны от коленкора практически сразу отказались из-за упрощения и удешевления технологий.
Сегодня коленкор ставят очень редко, в основном, те компании, которые работают по классической европейской меховой технологии. Коленкор очень полезен при узких рукавах, приталенных фасонах, во влажную погоду, когда кожевая очень пластичная и послушно принимает форму. Он снимает нагрузку с мездры в критических местах (локти, "пятая точка") и не дает ей вытягиваться, а также подстраховывает изделие от механических повреждений при каких-то резких растягиваниях и нестандартных ситуациях. Коленкор пришивают не насквозь через мездру, а крохотным стежком в толще кожевой либо на специальной стегальной машине, либо вручную. Коленкор, пришитый на дорогой стегальной машине - признак промышленного производства высокого качества. Ручной шов представляет собой чередование длинных (3-4 см) наметочных стежков на поверхности и крепление(<0,5 см) к кожевой. К недостаткам коленкора можно отнести то, что с ним ( даже современным, очень тонким как марля) невозможно придать шубе полную "тряпочную" мягкость.