Blackglama и Black NAFA
Фермеры США и Канады продавали свою норку через любой из аукционов American Legend (Сиэтл) или NAFA(Торонто)(оба в настоящее время прекратили свое существование). Лучшая черная норка с аукциона NAFA имела ярлык Black NAFA. Лучшая черная норка аукциона American Legend маркировалась ярлыком Blackglama (Black (черный)+GLaMA (аббревиатура ассоциации производителей норки с Великих Озер))( на сегодня, марка Blackglama принадлежит компании SAGA FURS и торгуется на ее площадке).
Не все знают, что именно должно скрываться под маркой Blackglama, но большинство слышало, что что-то очень "крутое". Легендарная полувековая рекламная кампания Blackglama (с 1968года) с участием мировых звезд кино, балета и модельного бизнеса, сделала эту норку настолько знаменитой, что люди, плохо разбирающиеся в этом вопросе, считают "блэкгламой" (или, еще хуже, «блэк ламой») любую североамериканскую норку (часто, даже не черную). Это не верно. Черную норку можно называть Blackglama только тогда, когда она не только соответствует типу и цвету, но и промаркирована подлинным комплектом (ярлыком и паспортом), т.е. имеет аутентичное происхождение.
Аукцион NAFA выделил черную норку отдельным названием Black NAFA в 2003 году(вся норка маркировалась одной маркой - NAFA Mink) .
В сырье, шкурка Blackglama дороже аналогичной по характеристикам шкурки Blaсk Nafa процентов на 5-10. Но т.к. Blaсk Nafa марка не "раскрученная" ее не ставят на подделки с такой частотой, как Blackglama. Псевдо- Blackglama, естественно, будет стоить гораздо дешевле.
Сканблэк
Scanblack (скандинавский черный)– общепринятое название для всей натуральной черной норки скандинавского типа. С 2004 года, юридически, приставка "скан" в названиях цветов норки может использоваться только Финским пушным аукционом ( марка SAGA FURS). "По старой памяти" так называют и датскую норку, которая с 2004 года продается под лейблом Kopenhagen Fur (до 2004 года Копенгагенский аукцион входил в ассоциацию SAGA).
Черный бриллиант
«Черный бриллиант» - «народное» название черной норки скандинавского типа, имеющей шелковистый блеск, в отличие от матовой "бархатной" североамериканской норки. Официального названия типа норки "черный бриллиант" не существует, это непрофессиональное определение.
Вельвет
В европейской норке есть отдельно культивируемый низкоостный тип по внешнему виду очень подобный североамериканской норке. Он носит название вельвет (velvet в переводе с английского "бархат"). Скандинавская норка типа "вельвет" есть и в датской, и в финской коллекции. Так же вельветом называли всю низкоостную норку европейского разведения на североамериканских аукционах. В рамках сортировки разделяют вельвет 1 и вельвет 2 (особо низкий, где подпушь практически обнажена).
Китайская норка и далянка
В Китае в последнее время увеличился объем выращиваемой норки, но из-за отсутствия квалифицированных кадров, основное количество составляет темно-коричневая норка, более простая в разведении. В изделиях дешевого сегмента ее сильно тонируют или красят и продают как черную.
Самая дешевая китайская норка по опушению подобна русской южного разведения - высокая жесткая лежащая ость и очень слабая подпушь.
Более качественная черная норка из района города Далянь (т.н. "далянка") при высокой ости имеет более густую подпушь.
Китай постоянно ввозит скандинавские и североамериканские стада черной норки для разведения, но с каждым следующим поколением происходит ухудшение родительских характеристик опушения. В первую очередь, это выражается в неравномерности высоты ости, ровное опушение сохраняется лишь на центральной части шкурки. Большой процент составляют черные шкуры с дефектом "невышедшая ость", которая на неискушенный взгляд напоминает североамериканскую норку, такие изделия массово представлены в среднем ценовом уровне на российском рынке.
СТЧ
Получить при разведении особо-черную норку довольно сложно, при маленьших изменениях в техпроцессе она светлеет. Поэтому при разведении черной норки по не достаточно совершенным технологиям она превращается в особо темный махагон. Для такого меха в РФ было даже придумано неформальное название СТЧ ("стандарт черная", по аналогии с советским названием махагона - СТК, "стандарт коричневая"). Для использования в качестве черного СТЧ требует сильной тонировки. Светлота обычно идет в сочетании с довольно высоким волосом, поэтому такие изделия чаще всего представлены в недорогом уровне.
Покраска и тонировка норки в черный цвет
Самый старый способ - мех красится "погружным" крашением (шкурка полностью погружается в красящую жидкость). При этом окрашивается и мездра. Это видно с кожевой стороны шкурки (если подкладка не зашита), если подкладка заделана "наглухо" или изделие целиком продублировано антидеформационной тканью, окрашенную мездру видно, если раздуть мех. Процесс очень "радикальный" - красить в черный можно вообще любой цвет, для этого исходным натуральный черный (дорогой(!)) не берут, можно красить любые неподборные остатки.
Более современный и щадящий способ - тонировка. Тонируют черный мех, недостаточно черный изначально, чтобы убрать бурый оттенок из подпуши. При сильном тонировании мездра становиться сероватой (определять также как крашеную). Тонировка, в основном, воздействует на нежные волоски подпуши.
Для тонировки ости требуются более сильные химикаты и режимы. Тонировка темного махагона в черный не многим отличается от покраски.
С развитием технологий выделки последнее время может применяться следующий процесс: сначала шкурку окрашивают или сильно тонируют, затем мездра отбеливается В результате получают имитацию натурального цвета. В этом случае отличить его сложно: цвет мех очень похож на природный, у него лишь отсутствует естественный переход в интенсивности цвета и оттенках между остью и подпушью, цвет меха становится очень ровным (это общий признак любых крашеных мехов). Черный цвет становиться идеально иссиня-черным (пример: натуральный цвет самых черных волос (даже африканцев) отличается от цвета волос, окрашенных в черный). Кроме общих проблем крашеных мехов, в этой технологии добавляется ослабление мездры, посколько отбеливатель разрушает коллаген в кожевой ткани.
"Первый уровень" качества крашения проверяется влажной белой тряпочкой. Потрите мех: если красится, то несвязанного красителя слишком много.
"Второй уровень" качества - стойкость краски к выцветанию и химчистке практически непрогнозируема, можно проверить только опытным путем. Чем более экологичен краситель, тем менее стоек результат. Поэтому современные покраски ведут себя гораздо хуже, чем красители конца ХХ века.
В процессе носки любой мех линяет и выцветает. Чем ближе был исходный цвет к полученному, тем стабильнее ведет себя мех с точки зрения выцветания (при равном качестве красителей). Чем сильнее тонировка, тем сильнее выцветает мех, причем не прогнозируемо (в результате мех не становиться просто светлее, а может приобрести какой-либо оттенок (зеленый, красный и т.д.), не видимый в исходном цвете).