Желтеет любой натуральный мех.
Этот процесс можно замедлить, но устранить нельзя. Особенно это заметно на крашеном мехе, мехе натурального белого цвета и натуральных голубых оттенках. Если мех первоначально имеет "теплый", желтоватый цвет, можно говорить лишь об его усилении, цвет меха со временем становиться не "хуже", а "другим".
Практически не заметно желтеет норка коричневой группы, паломино, жемчуг, натуральный соболь, куница, енот.
Пожелтение натурального меха обуславливается окислением в волосе остаточного жира. В крашеных мехах к этому еще добавляется разрушением пигмента.
Быстрее всего пожелтение происходит на ярком свете (дневном или искусственном) из-за УФ-излучения.
Если не сравнивать изделие со "свежими" вещами, можно считать, что первые 3-4 сезона этот процесс проходит незаметно. Необходимо исключить неравномерное пожелтение. Например, шуба хранится летом в шкафу без чехла, и, когда шкаф открывают, ее внешняя сторона постепенно выгорает. В этом случае желтизна будет очень заметна, поскольку объект сравнения (неповрежденная сторона) всегда рядом. Чтобы получить подобный результат достаточно одного(!) лета.
Аналогичную проблему часто имеют зависевшиеся вещи в магазинах, когда они находятся постоянно в одном и том же положении на вешалке, и внешний рукав и плечо выцветают. Очень опасно в этом плане, когда вещи в салоне висят под лампами освещения или на витринах.
Если говорить о натуральной норке голубой группы (сапфир, ирис, виолет), серебристой лисице и песце и, вообще, любых мехах натурального серо-голубого цвета, главная задача - приобрести изначально хороший цвет. При правильном уходе и "прочих равных" быстрее пожелтеет то изделие, чей первоначальный цвет, или точнее сказать его "чистота" (специальный термин, означающий отсутствие желтизны) была хуже.
Различают более ценные естественно голубые, «холодные» оттенки (более «чистые») и менее ценные - с легкой желтизной. По современным технологиям натуральные меха голубой группы обязательно подсинивается в процессе выделки. Этот "мягкие" химикаты в основном воздействуют на нежный пух подпуши, а высокая жесткая ость тонируется слабее. Чтобы убрать желтизну ости на низкокачественном (по цвету) мехе, процесс усиливают и доводят цвет до интенсивных неестественно-сиреневых тонов. Если учесть, что ость желтеет в первую очередь (и первоначально, и в процессе старения) можно сказать, что мех, чей цвет был "чище" изначально, медленнее подвергается процессу пожелтения. Если вы хотите купить изделие из натурального меха голубой группы, но опасаетесь их быстрого пожелтения, лучше делать покупку шубы в магазине, где их несколько, желательно пошива разных фирм. Только сравнив разные варианты таких шуб, вы сможете оценить чистоту цвета исходных шкур, поскольку рядом с коричневыми тонами даже не очень качественный цвет будет выглядеть «чистым».
Особенно остро это проблема стоит при выборе изделия из соболя, поскольку холодные голубые оттенки ценятся выше. Сильная тонировка в голубой изначально желтых шкурок имеет после тонировки грязный зеленоватый оттенок и выцветает довольно быстро.
Изделие из белой норки ( и других натуральных белых мехов) не более практично, чем любая другая белая одежда. Но и не менее. Естественно, что такая шуба нуждается в более аккуратном обращении, поскольку грязь на ней видна сильнее (как и на всей светлой одежде), а частые химчистки губительны для меха.
Есть несколько вариантов отбеливания белого меха. В результате он может получатся от цвета слоновой кости до кипильно-белого ( иногда даже с легкой зеленотой-синевой-или др.). Вот последний хуже всего себя ведет, он не просто желтеет, а вот эта "легкая зеленота-синева-или др." начинает усиливаться. "Слоновая кость" при правильном уходе и практически не меняет свой цвет, а плавно и равномерно переходит в жемчужно-молочный. Если у таких изделий нет белоснежной фурнитуры ( подкладки, клипс, пуговиц и т.д.), то процесс происходит практически незаметно.
Выцветание и пожелтение крашеных мехов чаще всего обусловлено не скоростью окисления жира, а стойкостью красителей. С увеличением требований к экологичности, стойкость красителей сильно снизилась. Самый качественный современный краситель имеет стойкость гораздо ниже, чем недорогой и простой конца ХХ века. Особенно заметно пожелтение и выцветание на ярких цветах и холодных оттенках. Быстрее всего разрушается пурпурный пигмент, а остаток (желтый+голубой) дает зеленый оттенок.
Крашеные в яркий цвет меха сильно блекнут в химчистке. Вообще, химчистка с точки зрения пожелтения, мероприятие, ухудшающее ситуацию, поскольку серая грязь нивелирует интенсивность желтого. В химчистке так же сходят тонировки, голубление у серой группы и оптические отбеливатели натурального белого. Не все из них есть возможность восстановить.
При старении с мехом происходят не только внешние изменения (пожелтение волоса), но и внутренние (старение кожевой ткани). У любой выделанной шкурки ( и в том числе мехового пальто) есть два этапа старения. Первый ( 5-10 лет), когда она теряет прочность при намокании (с ней уже невозможно работать, она не выдерживает правки, химчистки и всех процессов, связанных с намоканием мездры), второй - когда она просто теряет прочность и рвется при малейшей механической нагрузке (10-20 лет, все сроки весьма приблизительны, зависят от вида меха, качества выделки, хранения, химчистки и т.п.). Естественное старение меха практически не зависит от степени эксплуатации.
Скорость старения замедляется в темноте и при низкой температуре. Старение промысловых мехов (соболя, куницы, енота и т.д.) идет быстрее, чем разводных (норки, песца и пр.). Старение шкур водяных зверей ( у которых содержание жира в шкурке больше) идет быстрее. Кустарная выделка, у которой жира в шкурке остается больше, стареет быстрее промышленной.
Быстрее стареют, желтеют и выцветают те области, которые касаются открытой кожи, когда на мех воздействует кожный жир. В основном, это прилегающие воротники и внутренняя сторона капюшонов. Негативное воздействие усиливается при использовании препаратов декоративной косметики, особенно, на базе кремов.
Можно ли восстановить цвет пожелтевшей шубы или перекрасить ее?
Технически покрасить пожелтевшую шубу может любая химчистка имеющая машину для аква-чистки и химикаты для окраски.
Но эту операцию просто невозможно сделать так, чтобы заказчик остался доволен. И, что самое обидное, это не зависит ни от денег, ни от квалификации персонала, ни от уровня оборудования. Практически все современные шубы, мягкие и легкие, не выдерживают температур, необходимых при покраске. Поэтому, все мало-мальски приличные химчистки и выделки, под девизом "на "нет" и суда нет" просто избегают перекраски меховых вещей.
Сейчас за перекраску может взяться, какая-нибудь старенькая химчистка или, скорее, небольшая выделка, которой "нечего терять, кроме своих цепей". Если предположить теоретически, что вы все-таки найдете желающих "поэкспериментировать", обращаем ваше внимание на несколько проблем:
- В случае негативного исхода (когда изделие не выдерживает температуры) вы безвозвратно его теряете, причем риск этого очень большой (мы бы оценили его более, чем 50 на 50).
- Изделие даст усадку и поменяет форму, т.е. перекрой - обязательная операция после покраски.
- Изделие даст усадку и поменяет форму, т.е. мездра усаживается и становится толще и жестче, теряет эластичность. Будущее изделие будет более грубым.
- Вы получите совершенно "другую" вещь. Рыночная ценность которой будет составлять около той суммы, которую вы заплатили за покраску и перекрой, т.е. с точки зрения финансов, вы просто выбросили свою бывшую шубу и приобрели "нечто" совершенно другого класса и качества.
Наиболее рабочим представляется вариант поверхностной тонировки специальной краской-спреем для меха. Такая краска есть базовых натуральных цветов ( серый, коричневый, бежевый). С помощью этого средства можно освежить поблекнувший или пожелтевший мех изделия целиком. Локальные зоны пожелтения закрасить таким способом нельзя.