"Аукционный" - не синоним понятия "качественный". Аукцион тем и хорош, что на нем представлено очень большое количество шкур с совершенно разными характеристиками, в том числе и по качеству: есть отличные шкуры, хорошие, нормальные, плохие, дефектные и даже с большим браком.
Аукционная форма торговли мехом очень выгодна и производителю шкур, и покупателю. Производитель получает за шкуры максимально возможную цену, существующую в данный момент на рынке, и реализует свой товар быстро и без проблем. Покупатель за несколько дней, а часто даже часов, может закупить весь необходимый объем сырья, выбрав мех с оптимальными для него характеристиками из большого количества товара. И мех будет сосредоточен в одном месте, что удобно с точки зрения дальнейших манипуляций: оплат, транспортировки и пр.
Основной объем шкур заготавливают поздней осенью, в период достижения мехом наилучших товарных характеристик, но поставка шкурок происходит не в один момент, поставщик принимает решение, когда и какими частями он хочет продать свой товар: аукционы проходят практически круглый год, и цена в зависимости от спроса может складываться по-разному. С другой стороны - существуют устанавливаемые аукционами квоты, регулирующие объем поставок на каждый конкретный аукцион. Производителю меховых изделий это тоже удобно - позволяет наиболее рационально организовать производственный цикл.
В процессе подготовки к аукционным торгам шкуры проходят сортировку по типу, размеру, цвету, качеству и другим характеристикам. Идентичные шкуры объединяются в лоты, и составляется аукционный каталог.
За несколько дней до начала торгов покупатели могут ознакомиться с образцами лотов и сравнить их с описанием, занесенным в каталог. Непосредственно во время торгов, объявляется лишь номер лота, о его характеристиках можно судить только по описанию в каталоге, своим воспоминаниям или заметкам. Аукционист называет стартовую цену лота, которая поднимается с определенным шагом по количеству желающих. Покупает лот участник, предложивший самую высокую цену. Сегодня все меховые аукционы сам процесс торгов транслируют онлайн.
В последние годы закрылись следующие аукционные дома: American Legend (Сиэтл, США), NAFA (Торонто, Канада) Western Canadian Raw Fur Auction Sales (Ванкувер, Канада)
В исторической ретроспективе существовали меховые аукционы в Лондоне и Лейпциге.
Последнее время делаются попытки организации новых аукционов, чаще всего, по продаже монотовара - североамериканской норки или русского соболя.
Участником аукциона может являться как сам покупатель меха, так и брокер. Брокерская компания является "представителем" нескольких десятков, а то и сотен покупателей. Ее специалисты перед каждым аукционом просматривают образцы всех лотов и добавляют в аукционный каталог свои пометки. Благодаря этому брокер в любой момент торгов имеет полную информацию по каждому лоту и готов к внезапной смене ситуации на аукционе. Клиенту брокерской компании порой даже не обязательно самому присутствовать на аукционе: он может получить необходимое представление о шкурах заочно, не видя их, самостоятельно ознакомившись с каталогом на аукционной странице в Интернете и получив дополнительную консультацию у брокера по заинтересовавшим его лотам. Задача же брокера - с точностью выполнить заказ своего клиента, причем с оптимальным соотношением цены и требований.
Само участие в торгах по нервным затратам и выбросу адреналина может сравниться с экстремальными видами спорта. Это тяжелая работа, и практически все покупатели стараются прибегать к услугам брокерских компаний. Ситуация, когда покупатель приезжает на аукцион, чтобы просмотреть интересующий его товар, достаточно обычна. Но покупатель, сам участвующий в торгах, редкий случай. Исключение составляют крупные производственные компании, для которых брокерство - еще одно направление бизнеса.
Стандартная ставка на брокерские услуги 3% к "цене молотка" (цена, за которую лот продан аукционом). Кроме непосредственно покупки шкур и связанных с этим консультаций, брокерская компания может оказывать финансово-юридическую помощь, логистику, организацию выделки шкур и другие услуги.
Процент самого аукциона составляет около 10% к "цене молотка", и может меняться на разных видах меха из-за специфических требований к продаже.
Теоретически, минимальный размер покупки на аукционе - один лот, в зависимости от типа меха: от одной шкуры до нескольких тысяч. У фермерской норки количество шкур в стандартном лоте колеблется от 100 до 500, у промыслового соболя - 10-100, у какой-то экзотики может быть от одной шкуры. Но, кроме покупки, существует множество фиксированных платежей, которые не зависят от количества шкур: например, стоимость оформления документов при отправке груза одинакова для одной шкуры и для десяти тысяч. Поэтому по экономическим соображениям минимальная партия, с которой имеет смысл начинать работу с аукционом, составляет не менее 500 шкур.
За одним лотом для шубного набора на аукцион не стоит приезжать. Это бессмысленно не только из-за того, что такой набор будет "золотым". Лот, хоть и подобран из максимально похожих шкур, не является набором для изделия. Опытный скорняк после выделки может различить в лоте порядка двадцати оттенков даже у фермерской норки, не говоря уже о диких мехах. Во всем мире существуют компании, специализирующиеся на продаже полуфабриката, т.н. "скиндилеры" (skin dealer) . Они закупают сырье на аукционе, выделывают его, сортируют и продают шкуры наборами на изделие.