Особенности раскладки меха
В натуральном мехе (коже) ограниченный размер материала вынуждает делить лекало на более мелкие части и делать составные детали. Это принципиальное технологическое отличие от пошива из ткани, при котором разделение на детали идет в соответствии только с линиями рельефа конструкции или дизайном, и есть очень мало фасонов, где ширины полотна не хватает, а детали требуют вынужденного разделения (к примеру, длинные юбки-”солнце”, которые требуют кроя из отдельных клиньев не только из-за ограничения ширины полотна, но и ориентации долевой нити).
Часто даже при использовании искусственного меха (кожи) это вынужденное деление из натуральных материалов имитируют, хотя ширина полотен позволяют кроить детали целиком без дополнительных сборочных швов.
У мехового изделия есть лекальная площадь (сумма площадей всех деталей) и оптимальная раскладка (из какого размера шкур лучше шить, чтобы была минимальная срезка). Меховая шкурка имеет т.н. "топографию" - разную высоту, стуктуру и цвет волоса на разных областях.
Грамотная стыковка соседних шкурок в полотне и разных деталях - это основная технологическая задача, которая решается при разделении лекала.
Для изделия необходимо использовать полуфабрикат одного размера, только так можно обеспечить хорошее схождение соседних пластин по рослине (высоте волосяного покрова) и топографии. В классической меховой школе применялся т.н. “пошив по шаблонам”, когда каждую шкурку обрезали по лекалу, чтобы обеспечить одинаковый размер пластины (и, соответственно, растр узора шкурок на полотне), и равную срезку на каждой шкурке и схождение аналогичных по высоте, структуре ( а в цветном мехе - и по цвету) областей соседних шкурок. При пошиве из разных по размеру шкурок и обрезке “на глаз” хорошего качества сборки достичь невозможно.
Единообразие, равномерность структуры меха и правильность геометрии пластин - признак хорошего пошива.
Любой шов на мехе является нарушение структуры и в той или иной степени заметен с лица. Поэтому при конструировании изделий из меха есть своя специфика: все вытачки переносят либо в швы стыковки шкур, либо в хребет ( который и так выделяется по структуре), либо в незаметное место; стараются разделить большие вытачки на много мелких; все вытачки переориентируют вдоль направления роста волоса (поперечные швы сильнее заметны).
Вертикальная раскладка шкурок
Классическая ориентация шкурок в изделии - вертикальная, “голова к хвосту”, шейкой вверх. Длина изделия набирается рядами с аналогичной ориентацией шкур. На стыке рядов огузок верхнего ряда длинным волосом накрывает шов стыковки. Снизу располагается низкая шейка следующего ряда. Так как классическая расклешенная (в той или иной степени) шуба имеет конусообразную форму, а расправленная шкурка - трапециевидную, то разделение лекала по шкуркам происходит оптимальным образом.
Для пошива рядных изделий требуется хорошая подборка по цвету, оттенку и опушению, поскольку все шкурки стыкуются боковыми частями с другими и видны целиком. При небольшом разбросе набора по светлоте на подол ставятся более темные шкурки (поскольку свет всегда падает сверху, и такой вид психологически воспринимается правильно). Высота рядов должна быть одинакова или может увеличиваться к низу.
В рамках одного вида меха есть четкий принцип: чем больше размер шкурки, тем выше и грубее волос и толще мездра. Из шкур большего размера вещи получаются мощнее и массивнее. Поэтому всегда крупные шкурки использовались для головных уборов и отделок, на изделия шли мелкие.
Классическое рядное пальто собирается из мелких шкур( в 2-4 ряда), но могут использоваться и крупные шкурки - самцов норки, бобра, мутона и пр.
Объемные вида меха с высокой остью крайне редко шьют рядным способом в целую шкурку, поскольку вид у таких изделий получается очень мощный. Чаще всего такую раскладку можно встретить в мужской моде или когда нарочитая громоздкость является концептуальной задумкой дизайнера. Стандартно, женский модельный ряд из объемных мехов шьют с применением различных технологий облегчения структуры - роспуска, росшива и пр.
При рядном расположении шкур и прямом изделии есть возможность расположить шкурки ровными столбиками. Такая раскладка "хребет-в-хребет” не очень рациональна по расходу, но выглядит очень красиво и дорого. В массовом коммерческом пошиве столбиками совпадают только борта, а к центру спинки нижний ряд относительно верхнего смещается. В трапециях, особенно, сильно клешеных, сдвиг хребтов по рядам есть всегда.
При использовании меха с удаленной остью ( щипаный бобер, мутон и т.п.) топография шкурки сходит на нет, структура шкурки становится равномерной, объем уходит. В крашеном мехе исчезает цветовой переход, который акцентирует геометрию шкурки. Такие меха возможно собирать большим полотном без больших ухищрений, от крупного размера у них остается только толстая мездра, которая в прямых графичных моделях не несет больших неприятностей.
Но для широких моделей, требующих пластики, подразумевающих драпировки и фалды, крупные шкурки с толстой мездрой противопоказаны, в этом плане удаление ости ничего не дает.
В середине 00-х был период раскладки приталенных силуэтов, когда шкурку верхнего ряда располагали огузком вверх. Этим добивались нескольких результатов. Пропорции шкурки соответствовали силуэту лекала, который в плечевом поясе был шире, чем в талии. Плечевой шов получался густым, поскольку там сходились огузки (в отличии от классического расположения, когда на плече сходятся шейки “в раскол”, с направлением роста волоса в разные стороны). Перевернутая шкурка смотрелась более матовой и пушистой, что являлось оригинальным визуальным эффектом. Из недостатков такого расположения было пониженная влаго- и грязезащита, поскольку ость на перевернутых шкурках не защищала подпушь. Еще для этого приема требовалась довольно низкая по ости норка, из недорогих высокоостных сортов такие фокусы не проходили. И очень быстро для такого эффекта просто стали использовать стриженую или щипаную норку. В этом случае перевернутая шкурка смотрелась темнее и ярче.
В зависимости от ориентации шкурка имеет разный вид. В вертикальном расположении шейкой вверх сильнее видна ость, шкурка выглядит более блестящей, гладкой и светлой. В перевернутом расположении, когда вверх направлен огузок, когда видна подпушь, вид получается матовый, темный и лучше виден виден цвет подпуши. Поэтому щипаные меха располагают вверх огузком.
Особенности пошива из крупных шкурок
Самым распространенным вариантом использования в пошиве натуральных шкурок большой площади являются самцы норки. В других видах меха иногда подразумевается, что мелкие шкурки - это самки, а крупные - самцы, но при продаже, выделке и пошиве основной характеристикой является размер (площадь или длина) шкурки, без акцента на половую принадлежность. Официальное, общеупотребительное, четкое и документальное разделение по полу есть только у норки: при продаже на пушных аукционах самцы и самки имеют отдельную сортировку и каталоги.
При длине изделия в районе 100+см самый грубый и примитивный способ - поставить две шкурки больших самцов целиком. В этом случае получается один сильно заметный шов в районе низа бедер. Причем, за счет топографии силуэт вещи к огузку шкурки идет на расширение, а на стыке образуется сильный провал за счет низкой шейки второго ряда.
Чтобы уйти от этой проблемы шкурку самца разбивают пополам поперек и ставят (в зависимости от нужной длины) либо 1,5 шкурки (сверху шейка №1, потом шкурка №2; либо сверху шкурка№1 снизу огузок №2), либо 2 (шейка №1, шкурка №2, огузок№1). Иногда центральную шкурку тоже режут пополам и сшивают ради визуального шва стыковки и имитации раскладки из самок. Пластина из самцов, особенно, разбитая поперек на две, по пропорциям стремится к квадрату и визуально выглядит мощнее, чем самки, пластины которых имеют вытянутую форму.
Хорошо из самцов выглядят раскладки, когда стык рядов идет близко к уровню талии, а юбка кроится из целой шкурки без стыка. Таким образом кроят приталенные и/или изделия с широкой юбкой. Если вещь идет с поясом. под которым прячется шов стыковки, никаких других поперечных линий на изделии уже не будет. Когда вещь из самцов с поясом имеет стык рядов сильно выше талии, а еще и стык на юбке, то визуально получается дребезг большого количества горизонтальных линий.
Излишнее поперечное деление шкурок признак технологической непродуманности, какого-то компромисса, оптимизации или непрофессионализма.
Поперечная раскладка шкурок
Поперечная раскладка шкур технологична для прямых силуэтов. При поперечном пошиве длина шкурки должна проходить на либо ½ длины подола (от центра спинки до центра полочки, большой самец), либо ¼ (мелкие самки со стыком в боковом шве).
При поперечных раскладках признак использования самок - это боковой шов, длины одного самца хватает от центра спинки до центра полочки. В маленьких размерах и узких силуэтах поперечки можно делать из крупных самок без стыка в боку, но ширина полосы при этом будет очень небольшая, сантиметров 6-7, поскольку шкурку будут тянуть на длину.
Поперечная раскладка в целую шкурку - это затеи дорогого уровня пошива. Такая раскладка требует идеального подбора (лучше, чем даже для рядных изделий), хорошего качества без дефектов (поскольку в поперечном расположении вся чинка сильно видна), некрупной шкурки самки (чтобы она тянулась на длину и полоса не была чересчур широкой)
Поперечная раскладка в половинку исторически использовалась при пошиве из остатков, поскольку такая раскладка не особо требовательна к подбору из-за стыка хребта и бока, которые различаются и по светлоте, и по высоте волоса, и по структуре. И класс скорняков для изготовления таких изделий нужен ниже. Поэтому старые меховщики относятся к таким изделием с предубеждением, несмотря на их популярность в последнее время.
Хорошо расправленная шкурка имеет пропорции трапеции, т.к. шейная часть имеет люфт потяжки гораздо меньше, чем средняя и огузочная части. Для поперечного расположения пластина должна иметь прямоугольные пропорции с равной шириной. Есть несколько вариантов это получить. В дорогом пошиве клинообразные излишки расширения шкурки срезаются и собираются отдельно в т.н. ППШ - "пластины повышенной шитости", из которых шьются другие изделия. При экономичной коммерческой технологии т.н. "двойной правки" шкурка растягивается по-максимуму, а затем трапецию вытягивают в прямоугольник подроспуском, несколько характерных диагональных швов которого часто бывают заметны с лица, особенно, на низком по волосу мехе.
Частая ситуация в недоргом классе изделий, когда у производителя на складе есть стандартные большие самцы, а заказ приходит на узкие прямые пальто (на которых длина шкурки нужна меньше), и шкурки при пошиве перетягивают на ширину, получая очень широкие полосы. Они мало того, что очень мощно выглядят, но и мех выглядит негустым и легко раскалывается, геометрия после финишной химчистки искажается.
В совсем дешевом сегменте даже надставляют ширину в шейной части (которая тянется гораздо хуже) срезанным животом со средней и огузочной части. При этом на самом видном месте полочке получаются видные полосы.
К тому же, при сильной перетяжке шкурки после финишной химчистки неравномерно усаживаются, что может привести к деформации изделия.
Люфт поперечной растяжки средней и огузочной части при отсутствии дублирующих материалов часто приводит к деформации изделия - удлинению боковой и задней части
Диагональная раскладка шкурок
Диагональная раскладка может быть либо “елочкой” ^ -образная, либо “галочкой” v-образная. Раскладка “елочкой” более технологичная, но утяжеляет фигуру, визуально делает ее грушообразной. Раскладку “галочкой” делать сложнее, но визуально изделие смотрится легче. Ориентация шкур при диагональной раскладке может быть, как шейками в плечо (огузками по борту), так и наоборот.
В диагональной раскладке по линии застежки совпадения стыков рядов нет, чем больше полузанос борта, тем больше сдвиг.
В пошиве диагональной раскладкой из самцов часто деформируется стан по обе стороны от бокового шва, поскольку под весом выбирается остаточный люфт шкурок. Особенно этот дефект проявляется при горизонтальных карманах и привычке постоянно держать там руки. Вертикальная линия рельефа провисает, а излишек оттопыривает либо “хвост” по центру спинки, либо ведет к заполистости ( когда борта к низу начинают находить друг на друга). Способ борьбы с этой спецификой - укреплять мездру дополнительными материалами, типа коленкора или низкотемпературного флизелина.