Лисицы и песцы

История, расцветки, технология пошива

История лисицы

Марлен Дитрих, боа и отделка из меха лисицы

Еще в 18 веке предпринимались первые попытки разводить голубых песцов в полувольных условиях на северных островах в России и Америке. Но только в конце 90-х годов 19 века канадцу Чарльзу Дальтону удалось путем скрещивания получить на своей ферме первую в мире разводную пушнину. Это были серебристо-черные лисицы. Первую шкуру удачливый экспериментатор продал на аукционе в Лондоне за баснословную сумму 2718$. Количество звероферм в Канаде и США стало стремительно расти, поскольку новый бизнес сулил фантастические доходы. Спрос и цены на живых зверей быстро увеличивались, а дивиденды новых акционерных обществ доходили до 500%.
За период 1909-1914 гг. стоимость пары племенных серебристо-черных лисиц возросла с 3000$ до 35000$. Практически все звери шли на разведение, те редкие шкуры, которые попадали на рынок, продавались за огромные деньги.
Первая мировая война значительно сократила спрос на предметы роскоши, в первую очередь на меха. Ситуация улучшилась только в 20 годах 20 века, после того, как во многих странах мира начали создаваться пушные фермы, закупавшие племенных лисиц в Америке и Канаде. Серебристых лисиц стали разводить в Англии, Италии, Швейцарии, Греции, Норвегии, Финляндии, Швеции, даже в Японии. Хотя цены на шкурки уже не достигали рекордных сумм периода раннего звероводства, разводить лисиц было очень выгодно. В тот период, воодушевленные успехами звероводы пытались разводить практически всех пушных зверей: нутрий, норок, ондатр, шиншилл, енотов, опоссумов, скунсов, хорей и куниц. Однако дальнейшего развития эта деятельность не получила из-за высокой себестоимости и низкой цены. Более успешной оказалось разведение голубых песцов, но цены на них были существенно ниже, чем на лисиц.
Серебристо-черная лисица оставалась королевой мехов. За 10 лет мировой рынок лисицы увеличился в 20 раз и достиг к 1930 году 200000 шкур. И одновременно падала цена на этот товар. Стало возможным делать из меха лисицы жакеты и пальто, совершенно немыслимые раньше из-за астрономической стоимости.
Но цена на лисиц снижалась не только из-за возросшего предложения: в моду входил мех с совершенно другой фактурой - норка. В начале века шкурки норки (тогда еще дикой) стоили не просто дешево, а очень дешево даже по сравнению с другими мехами. Только к 20-м годам стабильное хорошее качество разводной норки позволило достичь цены в 10$ за шкуру. Но норководы не унывали, и к 1930-му году шкурка норки уже стоила в среднем 30$, отдельные лучшие экземпляры достигали цены до 120$. Эти высокие цены способствовали увеличению количества норковых ферм. Между крупными компаниями, занимающимися разведением серебристых лисиц с одной стороны и выращивающими норку, с другой, разгорелась ожесточенная борьба за рынки сбыта.

Мэрилин Монро, палантин из лисицы в фильме 'В джазе только девушки' (1959)

На период 1929-1933 гг. пришелся мировой кризис, общие проблемы на время примирили все меха. Законы жизни сделали популярным новый тип женщины: более жесткий, более решительный, более рациональный. Интеграция в мировую экономику заставила их пересмотреть свои приоритеты в одежде. Даже состоятельные дамы, которым не надо было в поте лица зарабатывать хлеб насущный, предпочитали выглядеть современно и носили практичную норку.

Гламурная красота лисицы была нужна только героиням “фабрики грез”: утонченным, робким, роскошным и соблазнительным. Голливудские кинодивы отлично знали, что волнующее колыхание меха, контрастируя с мраморным лицом, усиливает впечатление от образа роковой, неприступной богини.
В 1934 году в Норвегии удалось вывести платиновую лисицу. В 1937 году на аукционе в Осло первые 9 шкур такой лисицы продали в среднем по 300$ (в тот момент серебристая лисица стоила 40$). Новинка произвела фурор на меховом рынке. Уже в следующем году на том же аукционе следующие 11 шкур были проданы по 1400$ (четыре из них оперативно перепродали в Нью-Йорке уже по 5000$). В 40-м году на аукционе в Нью-Йорке максимальная цена за шкуру платиновой лисицы составила 11000$.
Фантастический успех норвежской платиновой лисицы заставил звероводов обратить усилия на выведение цветных норок, которые, иногда рождаясь в отдельных хозяйствах, до 1938 года считались дефектными.

Вторая мировая война полностью отрезала европейских звероводов от американского рынка ценителей лисицы. Проблемы с кормами и сбытом готовой продукции сильно сократили количество звероводческих ферм в Европе. После войны цена на серебристо-черных лисиц упала до 7-10$ за шкурку, что не могло даже компенсировать затраты на выращивание. Мелкие хозяйства разорились, крупные переориентировались на норку. В Европе лисьи фермы остались только в Норвегии и Финляндии, что позволило сохранить специалистов и результаты уникальной селекционной работы. По сравнению с довоенным количеством 400-500 тыс. шкур, рынок серебристой лисицы сократился в десять раз; норковый за тот же период увеличился с 500 тыс. до 3,8 млн. Аналогичные заботы тревожили хозяйства Америки и Канады. Ассоциация звероводов заставила правительство принять закон об ограничении импорта пушнины. Американские лисоводы воспользовались удачным опытом норвежских коллег и попытались увеличить спрос на мех лисицы путем выведения новых видов.

Юнона Караева, горжетка из серебристо-черной лисицы в фильме 'Место встречи изменить нельзя'(1979)

В период 1954-1959гг. были получены новые оттенки с “громкими” названиями: Golden Glory, Golden Amber, Opal, Onyx, Palladium, Bright Silver, Angel, Crystal. Одновременно вкладывались большие средства в продвижение нового продукта. Только ферма “Fromm Bros.”, специализирующаяся на разведении цветных лисиц, в 1959 году потратила на рекламу своей продукции 100000$. Но все попытки давали временный результат, спрос не увеличивался и количество лисьих зверохозяйств неуклонно уменьшалось.

В это время в мире возник новый лидер по производству пушнины. Правительство СССР понимало важность мехов для экономики страны. Почти сразу после революции началась организация первых звероводческих хозяйств. В 1931 году в Ленинграде был организован меховой аукцион, на котором стала продаваться вся пушнина страны. Звероводство, прерванное войной, продолжило развиваться такими темпами, что к 1966 году производство серебристо-черной лисицы в СССР составляло 90% мирового рынка, а голубого песца – 60%. Плановая экономика позволяла не брать во внимание “модные тенденции этого сезона”, а огромный неизбалованный внутренний рынок - реализовывать весь товар, не востребованный заграницей. Несмотря на мировую непопулярность серебристой лисицы, воротник, горжетка или шапка из этого меха оставались вечной мечтой нескольких поколений советских женщин.

Промысловая и разводная лисица

Татьяна Дорожкина, дикая красная лисица

Основной мировой промышленный объем меха лисицы составляет разводная лисица, выращенная на зверофермах.
Незначительный промысел дикой красной (рыжей) лисицы существует в средней полосе России и Канаде. Промысл не сильно распространен из-за невысокой стоимости шкуры. Шкурки тем дороже, чем крупнее, чем темнее (краснее) цвет и меньше седины в огузке.
Шкурки разводной лисицы гораздо крупнее, волос гораздо выше, чем у дикой, ость сильно выражена. Шкурки разводной лисицы в несколько раз дороже дикой даже в аналогичном размере.

Промысловой охоты на дикого песца нет по причине экономической нецелесообразности: обитает он в труднодоступных местах, размер его небольшой, количество незначительно и невысокая ценность шкурки.

Размеры шкурки лисицы и песца

По скандинавской классификации шкурки лисиц и песцов различют по длине. Размер обозначается числами, по возрастанию длины:  4, 3, 2, 1, 0, 00 (20), 30, 40, 50, 60. Размер 4 имеет длину шкурки в сырье менее 70 см, но это очень редкий случай, сегодня минимальный размер шкурки на аукционе - 1 ( длина около 1 м) . Максимальный размер шкурки лисицы 000 (длина около 1,3м), но шкурки песца могут достигать более полутора метров (размер 60)

Типы разводной лисицы

Jean Paul Gaultier, золотая лисица

Различают две глобальные группы: лисицы (fox) и песцы (blue fox). У лисиц явно выражен остевой волос, он более жесткий и высокий. У песцов ость низкая мягкая и тонкая, не сильно отличается от подпуши.

Из лисиц наиболее распространена серебристо-черная. Так как селекционная работа в каждой стране велась самостоятельно, к настоящему времени в мире образовалось четыре типа разводных серебристо-черных лисиц: русский, американский, норвежский и финский.

Русский тип наиболее приближен по структуре волоса к дикой лисице – ость невысокая, мягкая; средний размер шкуры небольшой. У американского типа ость более жесткая и длинная, по размеру шкура больше, но в области лопаток (“крестовине”) наблюдается явно выраженный провал. Финский и норвежский типы очень похожи: большие шкуры, густая подпушь, высокая красивая ость. Норвежский тип характерен высокой плотной подпушью, отлично поддерживающей длинный остевой волос (из-за этой специфики норвежские лисы незаменимы для опушек и отделок). Финская лисица имеет самый высокий остевой волос, который производит впечатление экзотических перьев (прекрасный эффект для роскошной, чувственной одежды).

Что касается цветных (мутационных) лисиц, то в Америке и России их выращивают в единичных хозяйствах в очень незначительном количестве и безусловными лидерами в этом направлении являются Финляндия и Норвегия. Аналогичная ситуация существует с песцами, с той лишь разницей, что есть прибалтийский тип песца (промежуточный между русским и норвежским), а в Америке песцов практически не разводят.

Цвета лисиц и песцов

Missoni, лисица Fawn Light, серебристая и крестовая лисицы

В СССР в период 1940-1990 гг. были получены следующие разновидности лисиц: серебристо-черная, серебристо-черная беломордая, платиновая, платиновая беломордая, золотисто-платиновая, снежная, “огневка”, “крестовка”, “сиводушка”, “северная заря”, “арктический мрамор”. На сегодня в промышленном количестве выращивается только серебристо-черная лиса, в незначительном - “огневка” и “крестовка”.

Цветовые вариации, полученные из голубого песца, являются эксклюзивными разработками финских и норвежских селекционеров. В настоящее время у них наибольший ассортимент мутационных лисиц и песцов. Поэтому в нижеследующей классификации мы будем базироваться на скандинавской системе сортировки, принятой на пушном аукционе SAGA FURS ( Хельсинки),  все отличия от нее будут даны дополнительными комментариями.

Two B, крестовая лисица

У серебристых лисиц Silver fox (по российской классификации серебристо-черных), волос трехцветный: у основания темно-серый, в середине – белый, на конце– черный. Этот цвет лисицы чаще всего ошибочно называют "черно-бурой лисой" или "чернобуркой" (хотя это совершенно другой не только цвет, а вообще зверь: практически черная мутация дикой рыжей лисицы, сегодня, в отличие от исторической ретроспективы, практически не имеющая промышленной ценности из-за редкости таких зверей). Ценность шкурки серебристо-черной лисицы тем выше, чем больше в ней белого цвета (“серебра”). У серебристо-черной лисицы самый высокий волос среди всех лис и песцов. Этот вид – излюбленный материал дизайнеров для дальнейшей окраски в яркие цвета. В результате она дает ни с чем не сравнимый изумительный переход цветов: от интенсивного (на месте белой части волоса) через приглушенный темной подпушью до радикально-черного на концах. Еще хороша эта лисица тем, что ее чисто серый волос не дает при покраске ненужных цветовых искажений.

Кoberto Сavalli, лисица Fire Gold

Модным направлением стало обесцвечивание (“золочение”) серебристо-черных лисиц. При этом серый пух приобретает цвет (в зависимости от концентрации и времени процесса) от темно-желтого до молочно-белого, черные кончики – от каштанового до светло-коричневого, белая часть остается без изменений или слегка желтеет. Из вариаций можно отметить частичное обесцвечивание, когда ограничиваются только подпушью, или оставляют без изменений центральную часть шкуры.
Существует незначительное количество серебристой лисицы натурального коричневого типа, в которой черный цвет заменился на светло-шоколадный, но такие шкурки имеют неинтересный вид и в основном используются для обесцветки.

Fendi, лисица Golden Island

Следующий по распространенности вид “золотая” лисица (Gold fox), по российской классификации - "огневка". Лучшие экземпляры имеют восхитительный темный рыжий окрас, равномерный по всей площади шкуры с темно-серым пухом в глубине меха. Очень необычны светлые оттенки рыжей лисицы, когда на остевом волосе появляется белая часть (как у серебристой лисы), образующая на шкурке эффект розового муара.
Золотую лисицу следует отличать от ее дикого промыслового аналога - рыжей (красной) лисицы (Red fox).  По российской классификации она может быть двух видов - "сиводушка" (желтая с сильной сединой) и "огневка"(рыже-красная без седины). "Огневку" разводят в зверохозяйствах, такой тип лисицы еще называют "вяткинская". Она получается крупнее и эффектней по цвету, чем дикая огневка, но структура волоса остается приближенной к ней, довольно мягкой, с тонкой нежной остью. Золотая скандинавская лисица по структуре волоса совершенно другая, у нее высокий, четко выраженный остевой волос. 

 

Гибрид серебристо-черной и рыжей – “крестовка” (Gold Cross fox) имеет необычный вид и тоже очень высоко ценится. Свое название эта лисица получила из-за темного креста, образованного хребтом и поперечной полосой в области лопаток. Самые дорогие шкурки имеют темно-рыжий окрас и четкий темный крест. Но и темные тона, представляющие собой черную шкуру с рыжими боками весьма оригинальны.

Chaiken, серебристый песец блюфрост

Лисица Golden Island fox очень красива: мех холодного, светло-желтого цвета, к животу переходящий в белый, имеет в глубине подпуши дымчато-серый цвет и такой же хребет. Существует вариация с белыми боками и “воротником”, называемая Shadow Golden Island fox.

Очень редко встречается “снежная” лисица (White fox), в России она еще известна под названием “грузинская” или “бакурианская”, по названию совхоза, где в 1943 году удалось вывести такой вид. Имеет белоснежный цвет, иногда с легким кремовым оттенком.

Celine, белый песец

Голубые песцы, или просто песцы (Blue fox) являются самой многочисленной группой. Этот вид еще носит название вуалевого (по российской классификации еще носит название “норвежского”).  Цвет его меха варьируется от серого до серовато-белого, темные кончики остевых волос образуют так называемую вуаль.
Песец – излюбленный материал для швейной промышленности: его красят и изготавливают отделки для верхней одежды. В натуральном виде вуалевого песца используют крайне редко.

Из голубого песца путем селекции получили различные цветовые вариации. Серебристый песец "блюфрост" (Blue Frost fox, по российской классификации - лисопес) очень похож на серебристо-черную лису, но ость у него не выражена, а волос имеет лишь два цвета. Его красят и обесцвечивают по тем же технологиям, что и серебристую лису, получая в результате подобные эффекты. Разновидность серебристого песца с белыми боками и “воротником” называется Shadow Blue Frost fox.

Белый песец (Blue Shadow fox, по российской классификации еще носит название “жемчужного”) - абсолютно белый, иногда имеющий отдельные волоски с черными кончиками. Его используют в натуральном виде, слегка отбелив для уничтожения желтизны. Белый песец также незаменим для покраски, когда необходимо получить чистые светлые цвета.

Andres Sarda, песец Blue Frost Shadow

Цветовые разновидности “платиновая” (Platinum) и “арктический мрамор” () существуют как в виде лисиц, так и в виде более распространенных песцов. Платиновая лисица имеет очень оригинальный цвет из-за необычных остевых волос: белых с серыми кончиками. К середине спины волоски темнеют и превращаются в яркий хребет, а к горловине переходят в белый “воротник”. Расцветка “арктический мрамор” подобна “платиновой”, но двухцветной ости нет: волоски либо черные, либо белые. Черные волоски образуют размытый хребет и темное седло, иногда образуют хаотичные пятна. Также существуют “арктический мрамор” и “платиновая” лисы рыжего типа ( Gold), в которых цвет узора сменяется с серо-черной гаммы на рыже-золотую.

Andrew GN, лисица Arctic Marble

Лисица Burgundy fox (бургундская) похожа на серебристую, но черный цвет в ней заменен на винно-коричневый. Лисицу с остью цвета корицы и желтой подпушью принято называть “сейшельской”( Seychelles fox). Fawn Light fox имеет желто-розовый цвет со светло-коричневым хребтом. Fire Gold похожа на светлую золотую лисицу, но более контрасную, с явно выраженным белым цветом. Лисица Sun Glo fox – белая с светло-рыжим тонким хребтом и хаотичными пятнами. Все время идет работа по получению новых оттенков лис

В результате смешения разных мутаций возникают самые причудливые гибриды расцветку которых просто невозможно объяснить словами: Arctic Golden Island, Sapphire Gold, Smokey, Red Stone, , State Glow, Pearl, Amber. Цветные лисицы и песцы – редкий и ценный товар: иногда количество шкур новой невиданной расцветки не превышает 20 штук. Их стоимость всегда была очень высока, на аукционах за редкие экземпляры идет настоящая битва среди известных модных Домов: показ эксклюзивного меха – возможность выделиться среди общей массы дизайнеров, а отсутствие подобного товара – прекрасная защита от копирования.

Christian Dior, песец

Мех лисиц незаменим, когда в одежде требуется роскошь, соблазнительность, чувственность. Их фактура настолько удобна для дизайна, что сложно представить, что еще не  так давно модельеры редко использовали лис на центральных ролях в своих коллекциях. Все началось с того момента, когда к сезону 2003/2004 Дом Celine продемонстрировал в Париже удивительные жакеты и пальто из белого песца, крашеного в нежные карамельные цвета. Несмотря на полное отсутствие яркого эпатажа и незамысловатый крой, коллекция была принята с восторгом, и запомнилась публике. В следующем году году практически каждый модный Дом использовал мех лисиц и песцов в своих показах, многие продемонстрировали яркие оригинальные решения. Джон Гальяно (John Galliano) для Дома Christian Dior использовал крашеного с “растяжкой тона” (как говорят художники) в зеленый цвет песца в гигантских воротниках-коконах. Жан Поль Готье (Jean Paul Gaultier) придумал шокирующее сочетание цветов, сделав на лиловое пальто роскошную темно-рыжую опушку из обесцвеченной серебристой лисы. У Lanvin пальто, расшитое лисицой, разрезанной на “перья”, производило впечатление огромной пушистой птицы. Серебристая, крестовка и лисица Fawn Light встретились в пестром полосатом жакете от Missoni. Fendi и Roberto Cavalli использовали золотых лис в своих дьявольски соблазнительных моделях.

Lanvin, лисица Arktic Marble

Сегодня мода тяготеет к натуральным цветам и фактурам, поэтому весь спектр высокоостных мутаций в большом почете. Лисицы и песцы заняли прочное место среди излюбленных материалов дизайнеров. Стал особенно востребован их объем в моделях гипертрофированного оверсайза, чрезвычайно популярных последнее время.

Thierry Mugler, лисица Platinum

Лисиц и песцов всегда использовали в качестве отделок, но новые технологии позволяют  собирать их в полные изделия.
Традиционно, возможности высокого меха лисицы использовались в технологии росшива, которая разряжала структуру, облегчала вес и экономила мех.
Последнее время разрабатывается множество новых технологий, которые придают природной роскоши лисицы и песца совершенно неожиданный и оригинальный вид.
Технология перфорации позволяет не только увеличивать площадь, но и придать шкурке пластику трикотажа.
Тонкие полоски лисицы нашивают на шифон и получают невесомые струящиеся текстуры.
Небольшие геометрические фрагменты шкурки песца, нашитые на ткань на небольшом расстоянии друг от друга, образуют интересную фактуру, а при использовании нескольких шкурок, покрашенных в разные цвета, можно получить оригинальный узор.

Поэтому можно сказать, что нам посчастливилось стать свидетелями ренессанса прекрасного, роскошного и уютного материала, с практически безграничными возможностями для дизайна.

    Рекомендуемые статьи: