Контрольный знак на меховые изделия

Правила установки, информация, проверка, плюсы и минусы

В основном, система маркировки меховых изделия была введена ради контроля за контрабандой, когда вещь попадает на территорию РФ без уплаты таможенных пошлин. Поскольку на границе наводить порядок, видимо, не решились, контроль перенесли непосредственно на места.  Самое печальное, что никаких преимуществ для покупателя система маркировки не дает.  Никакой более обширной информации о параметрах изделия, которых не было бы в обыкновенном бумажном ярлыке, в КИЗе нет. Всю информацию, которая нужна покупателю для выбора, должен давать бумажный ярлык, это давным давно требовал закон о защите прав потребителя и декларация соответствия. Главной проблемой старой схемы контроля  было отсутствие существенной ответственности за невыполнение этих требований, и, соответственно, отсутствие должной мотивации для контролирующих органов, для которых компромисс с нарушителем к обоюдной выгоде всегда был основой для активной работы.  

Та информация, которую при сканировании дает КИЗ, дублирует информацию ярлыка даже с сокращениями, поскольку она не заводится отдельно, а берется из т.н. GTINа (это те цифры, которые кассиры начинают набирать, если сканер не может считать штрих-код). Каждый производитель/импортер мехового рынка должен зарегистрироваться в международной системе GS1, которая ведет мировую базу штрих-кодов, и получить на свою продукцию список GTIN. Проблема в том, что в своем подавляющем большинстве, меховой рынок - это большой ассортимент и малые количества, а система штрих-кодов нужна, наоборот, для узкого ассортимента, но огромных тиражей. Поэтому, чтобы не плодить сотни GTINов, изделия объединяют в группы, игнорируя какие-то параметры.

Дело еще осложняется тем, что нет единой системы учета по отрасли: кто-то называет шуба, кто-то меховое пальто, кто-то использует названия из ГОСТА, кто-то - красивые придуманные маркетологами и пр. Т.е. система КИЗов не дает даже единой системы параметров меховых изделий по стране, чтобы облегчить сравнение двух изделий. Некоторые параметры в GTIN стали сводить к стандартным справочникам, которые являются очень большим обобщением даже по отношению к советским ГОСТам, не говоря уже о более тонких нюансах последних времен, вроде происхождения норки. К примеру, в справочниках баз GTINов сейчас нет разделения шкуры-части шкур-лоскут, на вещи из самой элитной норки и вещи из лобиков норки в КИЗе будет одна и та же цифра, обозначающая "норка". Невозможно завести в КИЗ поростовку, только размер, причем только в формате ГОСТа (полуобхват груди). В раздел каракуля попадает просто все, от каракульчи до шкур ягнят.

Как и раньше бумажные ярлыки, КИЗы не дают никакой гарантии относительно происхождения изделия, насколько информация, размещенная на вещи соответствует истинному положению дел. Более того, если раньше на недорогих китайских изделиях, ввезенных в РФ по "черным" каналам в обход таможни, честно писалось "произведено в Китае", то сейчас абсолютно те же изделия локализованы под провинциальный российский пошив, маленькие сельские ИП, и отмаркированы зелеными КИЗами.

Как и до КИЗов мультибрендовые магазины (особенно грешат этим большие сети) для декларирования предоставляли одно изделие, а потом все марки заполняли, как изготовленные этим производителем, так и теперь в базе GTIN все эти марки будут тоже заведены, как это производство. И на ярлыке, и в КИЗе будет указан этот один производитель. Если до КИЗов на пальто из куницы можно было повесить ярлык с надписью соболь, то с тем же успехом сейчас можно его подкрепить и аналогичным КИЗом. И проверка, какая была изначально, при отсутствии КИЗ, когда требуется специальное экспертное заключение, что это не соболь, а куница, так и осталась.

Как и прежде, если не более, покупателю в вопросе приходится разбираться. Либо прибегать к консультации проверенного профессионала.

 

Сегодня с меховыми изделиями запрещены любые манипуляции без КИЗ - хранение, транспортировка. Такие изделия подлежат конфискации по упрощенной схеме, а на продавца накладывается весьма существенный штраф. Немаркированные вещи могут находиться только у производителя, без доступа к ним покупателей.

Радиочастотные метки, которые содержит КИЗ, позволяют вести пакетную обработку товара в магазине при проверках. Теперь каждый продавец меховых изделий обязан подключиться к налоговой базе системы маркировка и вести учет КИЗ на сайте налоговой службы, данные заверяются электронной подписью. При торговле мехами без регистрации в системе ФНС предусмотрена уголовная ответственность.

 Изделия без маркировки могут храниться только у производителя и то, без допуска к ним покупателей. Не маркируется индивидуальный пошив, но готовые изделия, даже образцы в ателье, должны быть с КИЗами, т.е. маленькое ателье с их тремя шубами по полной программе должно зарегистрироваться и в системе GS1, и системе маркировка ФНС и вести эту программу ( брать человека или обращаясь за отдельными услугами по этому, очень далекому от непосредственно пошива, процессу)

Уже появились фирмы, которые, зарегистрировав новое юр.лицо на какого-нибудь бомжа, получают тысячи  КИЗ (какой-нибудь универсальный GTIN, вроде "шуба норковая"), регистрируют в базе и продают готовый КИЗ. Любой рыночник со своей контрабандой, может купить его и повесить на свои изделия, что многие и сделали. Но многие проигнорировали даже такую схему, поэтому конфискации и закрытие меховых салонов происходит регулярно.   

По результатам введения КИЗов многие меховые салоны вынуждены были закрыться, выбор сильно уменьшился. Расходы возрастают и их могут "размыть" только большие объемы продаж. Чем меньше изделий продается, тем существеннее издержки ложатся на каждое из них. Магазинам, для которых меховая коллекция была сопутствующим сезонным предложением, проще отказаться от нее, поскольку либо расходы на ее обслуживание "съедят" всю прибыль от продажи, либо нужно будет повышать цену, что сделает эти вещи неконкурентоспособными.    

Возросли таможенные издержки. Цена вещи в магазине должна стать выше, что уменьшит ее оборачиваемость.  Раньше в той или иной степени самым легальным способом являлась т.н. "серая" таможня, когда вещи ввозились официально по заниженным инвойсам. Вещи европейского производства имеют более высокую минимальную цену, которую может пропустить таможня, чем, к примеру, китайские. Если итальянская марка отшивается в Китае, выгоднее ввозить ее, как китайскую, ее оценочная стоимость будет гораздо ниже, чем отгружать ее через итальянскую фирму.

Часто, под одну официально ввезенную партию товара с документами проходило несколько аналогичных в "черную". Так как не было единой базы, таможенные документы просто копировались и каждая партия становилась официально ввезенной.

Сейчас, с введением КИЗ, будет учитываться каждая вещь, причем, информация о ней заверяется электронной подписью.

Возросли расходы на обслуживание системы маркировки. На момент чипирования остатков процедура проводилась по упрощенной технологии. С 6.12.16 будет уже необходимо приобретать оборудование, позволяющее программировать КИЗы на новый товар. Его стоимость очень приличная. Система GS1, которая занимается хранением индивидуальных кодов, которая была бесплатна на момент всеобщей чипизации, с 2017 г. требует ежегодного взноса с каждого участника.

Сам учет довольно высокотехнологичный, для его обслуживания требуется определенный уровень знаний , который весьма редко можно встретить в торговле, пошиве или бух.учете. При больших объемах работы - это вообще должен быть отдельный специалист на границе профессий IT, бухгалтера и товароведа с зарплатой каждый месяц.

Все это привело к увеличению необходимой рентабельности, наценка на меховые вещи в продаже должна увеличиться. Т.е. при сохранении прежнего уровня цены вещи будут хуже по качеству (которые в закупке стоят дешевле), прежнее качество будет стоить дороже, выбор будет меньше, так как с рынка уходят небольшие игроки, которые занимались немассовыми нестандартными вариантами.