Каракуль

Узор шкурки уникален, как линии отпечатков пальцев

История каракуля

Грета Гарбо, кубанка и воротник из узбекского каракуля

Каракульская овца была первым животным, которое человек начал разводить из-за красивого меха. Хорошая приспособляемость к условиям полупустынь способствовала популярности этой породы у народов Средней Азии. Предполагается, что Хорезмское ханство - территория современного Узбекистана является "исторической родиной" каракульской овцы, предки которой попали в этот район еще в VIII веке вместе с арабскими завоевателями. В X веке арабский географ Ибн-Хаукаль писал об оживленной торговле шкурками ягнят в Хорезме и сетовал на высокие цены. Спустя 300 лет Марко Поло восторгался оригинальными узорами каракуля. Купцы из Хивы и Бухары торговали каракулевым сырьем на рынках в Твери, Тобольске, Ирбите и Нижнем Новгороде в XVII-XVIII веках. А в XIX веке каракуль пользовался огромным спросом на международных пушных аукционах в Лондоне, Лейпциге, Нью-Йорке. До 1900 года ханства Средней Азии, а потом, Россия являлись монополистами по поставкам каракуля на мировой рынок.

Большая популярность этого меха способствовала тому, что вопросами каракулеводства занялись несколько европейских сельскохозяйственных институтов в Германии и Австрии. В 1907 году из очередного импорта в Австрию бухарских каракульских овец шесть животных были переправлены в Юго-Западную Африку. С этого момента началось совершенно новое направление в каракулеводстве - производство намибийского каракуля, получившего название "свакара" (swakara - аббревиатура от South-West Africa KARAkul).

Л.И.Брежнев, головной убор и воротник из узбекского каракуля

К началу первой мировой войны основное мировое поголовье каракульских овец (около 2 млн.) все еще было соредоточено в Средней Азии и принадлежало эмиру Бухары, его приближенным и крупным помещикам-баям. В начале 20-х годов, на фоне борьбы местных помещиков против установления Советской власти численность каракульских овец в Туркестане сократилось в два раза: сотни тысяч животных были истреблены, около 400 тысяч были переправлены с отступающими войсками баев в Афганистан, 70 тысяч - в Иран. Эти "эмигрировавшие" овцы стали основоположниками афганского вида каракуля.

Уже в первые годы Советской власти каракулеводство стало основным направлением экономики новых среднеазиатских республик. Были организованы колхозы и совхозы, занимающиеся разведением каракуля, а также племенные заводы и научно-исследовательские институты. СССР был не только крупнейшим производителем, но и одним из крупнейших экспортеров каракуля. Под торговой маркой BUHARA KARAKUL он реализовывался через объединение "Союзпушнина" в Ленинграде. Каракуль составлял 40% всего экспорта пушнины СССР. К 60-м годам каракулеводством в стране занимались порядка 700 хозяйств, специализировавшихся по цвету и разновидности каракуля.

70-80-е годы стали расцветом мирового каракулеводства. Суммарный объем предложения достиг 18 млн. шкур, поголовье овец было более 30 млн. животных.

Еще интересные даты и цифры по каракулю.

70-е годы, Andre Sauzaie, каракуль с серебристой лисицей

С 80-х годов политические проблемы стран - экспортеров каракуля положили начало мировому кризису каракулеводства. Война в Афганистане практически прекратила поставки каракуля из этой страны. Вторым ударом стал распад СССР и независимость среднеазиатских республик. Руководители хозяйств, получив финансовую самостоятельность, стремительно продавали весь каракуль, включая шкуры чистокровных животных, предназначенных для ведения породы. Селекционная работа прекратилась, племенные книги не велись, высококлассные специалисты стали безработными. Практически весь огромный объем каракуля был вывезен в европейские страны (в основном, в Германию, где было развито производство по переработке каракуля), что спровоцировало падение цен на рынке.

Каракуль перестал быть элитным и желанным мехом. Положение усугублялось еще и тем, что при отсутствии племенной работы качество тех партий, которые скудными ручейками просачивались на рынок, было ниже всякой критики. К политическим кризисам прибавились другие проблемы - активизация борцов за права животных и изменения модных приоритетов. Все это привело к тому, что рынок каракуля сократился почти в 20 раз. На сегодня количество свакары на международном рынке составляет около 150 тысяч шкур, афганского каракуля - около 400 тысяч, узбекского - 50 тысяч (по некоторым данным, на внутреннем рынке Узбекистана реализуется еще несколько сот тысяч шкур каракуля).

PRADA, свакара

Ренессанс каракуля начался весной 2004 года. Подтвердив аксиому про "хорошо забытое старое", на миланском показе Prada показала, насколько эффектно и актуально может выглядеть традиционный головной убор советских партийных функционеров. И мех, который все прогрессивные дизайнеры благополучно отправили в бесперспективный "утиль", получил вторую жизнь. Многих заинтересовало то, что он редкий (что очень важно для эксклюзивных изделий), к тому же отличающийся такой необычной и эффектной фактурой. Модный 2005 год стал триумфальным шествием каракуля по подиумам. Dolce & Gabbana, Gucci, J. Mendel, Valentino, Missoni, Michael Kors, Jean Paul Gaultier, Louis Vuitton, Roberto Cavalli, Prada и другие ведущие Дома сочли своим долгом ввести изделия и отделки из каракуля в свои коллекции. В следующем сезоне законодатели мод продолжили тему, сделав акцент на нежной и изысканной каракульче. На такую популярность сразу отреагировал рынок: за три последующих года цена на каракуль возросла в четыре раза.

В настоящее время на рынке сложилась следующая коньюктура: шкуры высокого качества с красивым узором ценятся очень высоко. Недорогой каракуль не востребован, поскольку выделка каракуля очень сложная и дорогая, и в пропорции к цене сырья очень удорожает шкурку, не позволяя использовать недорогие сорта каракуля для производства недорогих массовых изделий.    

Узоры каракуля

Louis Vuitton, серый афганский каракуль

Каждая шкура каракуля уникальна. Ее узоры неповторимы, как папилярные линии отпечатков пальцев. Поэтому в каракулеводстве огромное значение имеет племенная селекционная работа, направленная на стабильное получение большого количества однотипных шкур с заданными параметрами. Такая работа очень сложна из-за более двадцати признаков и свойств, определяющих характер и ценность шкурки. Работу селекционеров также затрудняет переменчивость спроса на тот или иной вид каракуля, характер завитка и цвет.

Самым важным элементом шкуры каракульской овцы являются завитки, определяющие рисунок ее поверхности. Их форма, размер и комбинации - главные признаки качества каракуля. Только при наличии наиболее ценных типов завитков и при наибольшей степени их распространения по площади шкуры, начинают играть роль другие признаки качества меха: густота, шелковистость, блеск и т.д.

В зависимости от высоты завитков каракуль можно условно разделить на два типа: высокий и плоский. В высоком каракуле завитки расположены перпендикулярно мездре и объединяются в подобие трубочек, лежащих на боку. Каракуль считается тем ценнее, чем длиннее трубочки и чем больше их количество.
В плоском каракуле завиток стремится лечь. Его форма чаще всего неправильная незамкнутая, изломанная. Особо ценными считаются шкурки, у которых длинные ряды завитков складываются в узор, напоминающий рентген грудной клетки.
Дешевле всего сорта высокого "кудрявого" каракуля, когда небольшие пучки волос образуют хаотичные завитушки. Характер и качество завитков ухудшается при увеличении длины волос с возрастом ягненка.

Чем ярче выражен узор каракуля, тем сложнее подбор таких шкур в изделие.  

Виды каракуля

Виды: узбекский жакетный, узбекский ребристый, афганский, свакара

Разные направления селекции в странах-производителях привели к созданию трех видов каракуля, сходных между собой, но не тождественных.
Селекционеры советского Узбекистана сделали ставку на легкий и тонкий некрупный каракуль так называемого "жакетного" типа (jaketny), у которого тугие завитки образовывали трубчатые вальки разной длины равномерно по всей площади шкуры. Подбор из такого каракуля сильно упрощался, что было важнейшим фактором для массового производства изделий. В постсоветский период каракулеводство в Узбекистане пришло в полный упадок.

Francesco Scognamiglio, свакара

Шкурки афганского каракуля больше и толще (тяжелее), тип более плоский.  С учетом того, что селекция ведется, по сути, "народным" методом в дальних селениях, афганский каракуль имеет сильный разброс по типам, узорам, размерам и качеству. Но его большое количество позволяет проводить сортировку на приемлемом уровне. Элитные шкурки афганского каракуля идут по цене свакары, но в процентном отношении к общему количеству их очень мало.

В Намибии много десятилетий специализировались на плоском каракуле с характерным узором. Селекционная работа ведется потомками колонизаторов с немецкой педантичностью на специализированных фермах, поэтому откровенного барахла среди свакары немного. Свакара знаменита своим ребристым рисунком из низких тугих, четко выраженных, длинных параллельных вальков. Причем, узор сохраняется дольше по возрасту, что позволяет получить шкурки большого размера.

Татьяна Дорожкина, 90-е годы, серая узбекская каракульча

Шкуры высокого качества любого каракуля очень высоко ценятся. Самым дорогим видом каракуля считается свакара. Это связано с прекрасными результатами селекционной работы и ограниченным предложением товара, поставляемого на рынок.
Афганский каракуль является самым распространенным и очень востребован, поскольку может набираться в большие однотипные партии. 90% всех изделий из серого каракуля изготавливают из шкур афганского происхождения.
С узбекским каракулем положение сложнее. С одной стороны, современные законы Узбекистана запрещают экспорт сырья, вывозить можно только полуфабрикат выделки местных фабрик, работающих по технологиям двадцатилетней давности, и готовые изделия. С другой стороны, отсутствие в течение долгого времени планомерной селекционной работы привело к тому, что основная масса товара состоит из дешевого каракуля низких сортов. И еще, жакетный тип каракуля, на котором специализировался Узбекистан, считается устаревшим, мода сейчас тяготеет к плоскому ребристому типу.

Dennis Basso, каракульча (broad tail)

В связи с такими тенденциями очень ценится каракульча (broad tail) - шкурки нерожденных ягнят. Завитки еще не успели подняться, главная ценность состоит в красивом муаровом "эскизе" будущего узора. Из каракульчи изготавливают только модные эксклюзивные вещи "на выход", поскольку ее необычайная легкость и нежность имеет оборотную сторону: такие изделия чрезвычайно непрочные, каракульча находится в конце таблицы износостойкости мехов.

Еще про Каракульчу.

Свакару продают на Копенгагенском пушном аукционе (Kopenhagen Fur), афганский каракуль, в основном, на финском аукционе в Хельсинки (Finnish Furs Sales), частично в Копенгагене, узбекский каракуль на международном рынке представлен в незначительном количестве, в основном он продается внутри Узбекистана.

Цвета каракуля

J.Mendel, белая свакара

Направления селекции были также различны в отношении цвета. Самый распространенный цвет каракуля связан с доминантным геном черной окраски. В черном цвете особенную ценность приобретает узор.

Получение цветного каракуля было одним из направлений племенной работы во всех странах. С учетом того, что в сортировке, кроме узора, в цветном каракуле появляются цвета и оттенки, для использования в натуральном цвете необходимо получать либо очень большое количество шкурок, либо тщательно вести месштабную селекционную работу. Иначе подобрать набор однотипных шкурок будет невозможно.  

В зависимости от соотношения количества черных и белых волосков, возможные цвета серого каракуля лежат в диапазоне от светло-серо-голубого до черного с седым хребтом. Главная прелесть серого каракуля заключена в игре цвета, по рисунку он менее интересен, чем черный. 

Серый каракуль прекрасный материал для окрашивания, т.к. нейтрально-серый не дает цветовых искажений. При окраске сохраняется эффектный переход цвета: от интенсивного (на месте белых волосков) до приглушенного (на месте темных). Серый каракуль был получен во всех странах, но особенных успехов достигли в Афганистане, где доля такого каракуля может достигать 60%.

Союзпушнина, коллекция 1980 BUHARA KARAKUL c Christian Dior, жакетный каракуль сур

Если в сером каракуле присутствует некоторое количество коричневых волосков, шкура приобретает красивый сиреневый оттенок. Такой сорт каракуля называют "гулигаз" (в переводе с узбекского - "цветок тамариска"). Сегодня количество гулигаза для использования его в натуральном виде слишком мало, поэтому он весь идет под покраску. В покраске коричневые волоски являются нежелательным параметром. По узору гулигаз тоже очень разный, что затрудняет сортировку. Поэтому гулигаз сегодня стоит дешевле, чем просто серый каракуль. 

Коричневый каракуль относится к очень редким цветам и практически никогда не используется в натуральном виде. К проблемам его подбора по завитку добавляется большой спектр расцветок: от шоколадного до бежевого, от рыжего до холодно-палевого.
Самым ценным сортом коричневого каракуля является "сур", у которого интенсивность цвета меняется по длине волоса: у корня - темнее, на концах - светлее. Сур - это целиком заслуга каракулеводов СССР.  В «лучшие годы» селекционной работы велись линии трех пород (бухарской, сурхандарьинской и каракалпакской) и семи расцветок сура: серебристого, золотистого, бронзового, платинового, стального и расцветки «цветок абрикоса».  При массовом производстве каракуля в СССР количество жакетного сура было достаточным для производства изделий. Сейчас сур - это единичные шкурки с практически нулевым значением для меховой промышленности.

Самый редкий цвет каракуля - белый. Лучших результатов по качеству и количеству достигли только в Намибии. Белая свакара имеет чистый, молочный цвет; афганский белый каракуль, скорее, является редкими случайными выпадами из светло-серого.

Технологии обработки и пошива каракуля

J.Mendel, крашеная белая свакара

При использовании каракуля в натуральном цвете, в большинстве случаев у шкурок окрашивается мездра в цвет волоса. Это делает незаметными места, где волоски расходятся в разные стороны (дефект называется "звездочка"); причем этот дефект может возникать уже в процессе носки. Каракуль также окрашивается из соображений дизайна. Как было уже сказано, чаще всего красят серый каракуль методом простого погружения в раствор реактивов.
Довольно часто используют технологию обесцвечивания, аналогичную другим мехам. Для этого берутся исходные шкурки с самым эффектным узором (в большинстве случаев черного цвета), в результате получают темно-бежевые, которые затем дополнительно могут быть окрашены в более темные тона коричневого спектра. Т.к. процесс обесцветки черного очень жесткий, мех теряет блеск и шелковистость.
Для получения чистых и ярких цветов в базе может быть только белая свакара.

Alberta Ferretti, каракуль "в разбивку"

Реже используют другие  технологии обработки: трафаретное крашение, частичное крашение или обесцвечивание с резервацией некоторых областей, металлизирование, обработку мездры под замшу и кожу для двусторонних изделий, стрижку (на высоком каракуле). Выделка каракуля и так очень дорогая, а дополнительные обработки очень сильно увеличивают итоговую стоимость полуфабриката. На недорогих сортах сложные обработки могут увеличить цену шкурки в несколько раз от стоимости сырья.

Fendi, свакара

Чем выше волос, крупнее завитки и меньше выражен узор, тем проще стыковать шкуры и границы получаются менее заметны, полотно смотрится однородно. В плоском каракуле и каракульче швы стыковок шкур получаются сильно заметны.
Самая распространенная технология сборки каракуля - "лопатами": шкурки обрезаются до правильного прямоугольника (трапеции) и стыкуются. Шкурки в высококлассных изделиях соединяются по зигзагообразной линии, обходя завитки.
Менее распространена сложная немецкая технология "в разбивку". Основана она на специфики узора каракуля - шейка, средняя часть и огузок имеют разные узоры. Поэтому все шкурки режутся на три горизонтальных части, и однотипные части собираются вместе: огузочные части на плечах, средние - посередине, а подол - из шеек ( всегда наименее интересных по узору.  Таким образом можно собирать сложные , неоднородные наборы, места стыковки отдельных деталей получаютс довольно незаметны, полотно смотрится единым монолитом, но все состоит, по сути, из кусоков размером в треть шкурки.

Каракуль можно назвать зимним мехом только для Европы, он не рассчитан на очень низкие температуры. Даже в длинном пальто из него комфортно лишь до -10С. Зато, у каракуля есть большой плюс: он не полнит. В сочетании с достаточно высокой износостойкостью, он являлся идеальным мехом для женщин с параметрами, отличными от "легендарных" 90-60-90. К тому же, что очень важно для русской зимы, каракуль прекрасно сочетается с объемными отделками из пушнины.

Недели моды продемонстрировали, насколько эффектно каракуль выглядит в разнообразных современных моделях: узких гламурных пальто, платьях, спортивных куртках-бомберах, мужских классических пиджаках, дорожных сумках; какие яркие и неожиданные комбинации образовывает с кожей крокодила, перьями, дикими мехами - рысью и барсуком. Таким образом, по возвращению из модного "небытия" и старых гардеробов, каракуль стал желанным мехом не только для тех, кто руководствуется соображениями удобства и практичности, но и для тех, кто ценит эффектную и роскошную модную одежду.